Лента новостей

От идеи до инженерного прототипа: в Казани обсудили текущее состояние и будущее промдизайна в России

В рамках Международного форума Kazan Digital Week 21 сентября 2022 г. прошел круглый стол «Промышленный дизайн как инструмент внедрения инноваций». Эксперты обсудили роль промышленного дизайна в обеспечении конкурентоспособности российской промышленности, а также барьеры и перспективы развития индустрии.

— «Промышленный дизайн является важным инструментом внедрения инноваций и создания конкурентоспособной продукции. Сфера его применения в России имеет значительный потенциал к развитию. Имеются свои образовательные институции и заинтересованное профессиональное сообщество. Растет количество компаний, заказчиков дизайн-услуг, готовых обращаться за помощью к российским дизайн-студиям» — отметил Алан Елбакиев, директор по стратегии Центра управления проектами в промышленности, модератор круглого стола.



В настоящее время разрабатываются механизмы поддержки инжиниринга и промышленного дизайна. Развитию компетенций промышленного дизайна способствует и программа, реализуемая Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России с 2013 года. Она направлена на создание сети инжиниринговых центров на базе ведущих университетов страны.

— «Инжиниринговые центры успешно реализуют задачи разной сложности, а также отвечают за подготовку молодых кадров для отрасли с актуальными прикладными компетенциями, опытом работы на передовом оборудовании и современном программном обеспечении», - отметил в приветственной речи Алексей Левченко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.


В широком массовом сознании промышленный дизайн продолжает восприниматься лишь как инструмент создания красивого образа предмета.  Однако это далеко не единственная задача, которую он решает. Глеб Визель, руководитель мастерской предметного дизайна Национального института дизайна, рассказал о важности восприятия профессии промышленного дизайнера.

— «Промышленный дизайн – это результат огромной исследовательской и творческой работы. Это целая философия» — подчеркнул эксперт. Помимо внешнего экстерьера предмета промышленный дизайнер продумывает технологическую цепочку его производства, материалы, из которых он будет создан, его экологичность, эргономичность и полезность для потребителя.

О необходимости формирования экосистемы промышленного дизайна и выстраивания прочных взаимосвязей между предприятиями, дизайн-студиями, вузами, органами власти и общественными организациями, рассказал Алексей Шаршаков, шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Центр активно сотрудничает с предприятиями и университетами для реализации проектов в области промышленного инжиниринга:

— «Все макеты мы строим в Инжиниринговом центре прототипирования высокой сложности МИСИС. Это правильная история – использовать мощности таких центров. Благодаря помощи вузов, можно разгрузить парки станков на крупных предприятиях, которые порой работают 24 часа в сутки» — отметил эксперт.

Алексей также представил проекты центра 2050.ЛАБ, в числе которых маневровый тепловоз ТЭМ23 и концепт интерьера некупейного вагона «Ёлочка», получившего название из-за диагонального расположения специальных капсул со спальными местами.
Потенциал отрасли промышленного дизайна в России гораздо шире, чем есть сейчас. Некоторые крупные предприятия уже успели оценить его значимость в производстве конкурентоспособной продукции. Они решают проблему доступа к инновационным разработкам за счет создания собственных центров промышленного дизайна. Такие центры уже функционируют в структуре ПАО «КАМАЗ» и АО «Синара-Транспортные Машины».

Так, Семен Фараносов, руководитель группы дизайна ПАО «КАМАЗ», представил новые проекты компании, среди которых: автономный карьерный самосвал «Юпитер-30», карьерный шарнирно-сочлененный самосвал «Геркулес» и второе поколение уникального вездехода «Арктика». Евгений Земцов, руководитель центра компетенций по промышленному дизайну АО «Синара-Транспортные Машины», отметил значимость включенности дизайнера в производственный процесс, наличие у него конструкторского мышления, а также внимания к той среде, в которой данный продукт будет использоваться. О нюансах, которые дизайнер учитывает при разработке нового концепта, Евгений рассказал на примере самого мощного локомотива в существующей линейке СТМ – грузового тепловоза 2ТЭ35А и инновационного рельсошлифовального поезда РШП-2.0.

Своими успехами поделился и инжиниринговый центр на базе Казанского государственного института культуры. Роза Ахмадиева, ректор образовательного учреждения, рассказала, что инжиниринговый центр разрабатывает и внедряет инновации, ведет научно-исследовательские, проектные, инженерные и технологические работы в области легкой промышленности: «Благодаря появлению такого центра в Казанском государственном институте культуры, горизонты наших возможностей расширились, в том числе и в области промышленного дизайна».

Об опыте реализации промышленного дизайна в мире моды рассказала Валентина Ростовщикова, директор по развитию Ресурсного центра «Фейшен Хаб». Она также отметила проблему кадровой подготовки специалистов в области дизайна и необходимость создания центров костомизации, охватывающих весь цикл производства и вывода на рынок новых брендов одежды.



Среди основных потребностей отрасли участники дискуссии выделили следующие: расширение и актуализацию мер господдержки, популяризацию профессии промышленного дизайнера, обновление федеральных государственных образовательных стандартов, а также финансовое стимулирование предприятий.

Масштабное развитие сектора промышленного дизайна и формирование его как отрасли требует включенности государства. Представители власти отметили готовность сотрудничать с профессиональным сообществом в дальнейшем.

Смотреть запись круглого стола: https://youtu.be/tkHnbvyr_jQ