Лента новостей

Инженерное образование в России станет более качественным и доступным

7 ноября / ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ / Инженерное образование в России переживает новую волну развития, обещая стать качественнее и доступнее. Минпромторг России представил Концепцию комплексной программы развития отечественного инжиниринга, в том числе направленную на обеспечение экономики квалифицированными инженерными кадрами.

В ведомстве предложили, в частности, дать отрасли инжиниринга льготы по налогу на прибыль и страховым взносам по аналогии с действующими в сфере информационных технологий (ИТ). Инжиниринг — это сфера деятельности по проработке создания объектов промышленности, инфраструктуры и т.д. Программа должна обеспечить ускоренное технологическое развитие и высокий уровень локализации промышленных производств. Также она позволит устранить и минимизировать риски дальнейшего развития барьеров, ограничивающих развитие отрасли.

Чтобы компании могли пользоваться предлагаемыми Минпромторгом льготами (например, им могут компенсировать затраты по кредитам и выдать гарантии под залог выручки), они должны будут входить в специальный реестр инжиниринговых организаций и фирм промышленного дизайна. Раз в два года компании обяжут подтверждать право находиться в реестре.

Важным аспектом предложенной Минпромторгом Концепции комплексной программы развития отечественного инжиниринга стало обеспечение экономики страны квалифицированными инженерными кадрами. В этом поможет целый ряд комплексных мер: от инициатив по созданию сети инженерных лицеев при вузах, и заканчивая развитием системы непрерывного образования инженерно-технического персонала промышленных предприятий и инжиниринговых организаций, в том числе посредством цифровой платформы дополнительного профессионального инженерного образования (ДПО).

Исторически в СССР инженерное образование придавало значение как теоретическому фундаменту, так и практическим навыкам. Однако после распада СССР связь "вуз – завод" была разрушена, и многим выпускникам приходилось осваивать практические навыки уже после начала работы. Но сегодня ситуация меняется, и российские университеты адаптируют образовательные программы под новые реалии экономики, стараясь придать практическим аспектам большего веса.

Дефицит инженеров был ощутим после кризиса 90-х годов, когда профессия инженера утратила свой престиж. Но санкционное давление и нехватка зарубежного оборудования после 2014 года заставили Россию пересмотреть свою стратегию и вложить усилия в развитие инжиниринга и импортозамещение. Открытие инжиниринговых центров при ведущих университетах стало одним из решений, но дефицит инженеров еще не исчез.

Еще в июне 2023 года заместитель главы Минобрнауки России Ольга Петрова сообщила, что в этом году дипломы в сфере инженерного дела и технических наук получили порядка 300 тысяч выпускников. При этом, по ее словам, в промышленность сейчас идут лишь 50 тысяч человек в год.

Несмотря на значительное число выпускников университетов, потенциальные работодатели продолжают испытывать нехватку молодых кадров. Крупные компании организуют программы стажировок для студентов, активно сотрудничают с университетами. Однако помочь решить проблему комплексно может только новый подход к образованию. Будущие инженеры должны быть погружены в реальные производственные процессы с первых курсов.

Хоть профессия инженера и считается технической, для создания по-настоящему прорывных технологий нужна креативность, которую необходимо развивать с детства. Во многих городах страны сегодня существуют развивающие кружки, где дети, начиная с четырехлетнего возраста, могут обучаться профессиям будущего: робототехнике, электронике, конструированию и 3D-моделированию. Такие образовательные программы помогают юным исследователям определиться с профессией и адаптировать своё мышление к решению инженерных задач.

Предприятия активно сотрудничают со школами. Многие из них проводят экскурсии для учеников, а наиболее крупные, участвуя в конкуренции за кадры, открывают профильные классы. Например, АО «Объединенная судостроительная корпорация» с 2019 года реализует проект по созданию инженерных классов судостроительного профиля. Такие классы функционируют в 20 школах в восьми регионах России. Учащиеся проходят в них углубленную подготовку физико-математического цикла, обучаются инженерному делу, в том числе робототехнике, моделированию, основам компьютерного программирования, а также решению других инженерных задач. Дополнительно компания реализует целый комплекс профориентационных мероприятий и выступает заказчиком программ внеучебной деятельности по знакомству учащихся с отраслью.

Еще одним инструментом по начальной подготовке кадров инженерно-технического профиля может стать создание сети инженерных лицеев на базе ведущих технических вузов России для учащихся 8-11 классов. Обучение в них предполагается по программам основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением математики, физики, информатики и технологии.

В Минпромторге рассчитали, что модернизированная цифровая платформа ДПО должна обеспечить слушателям возможность входного тестирования для определения исходного уровня подготовки и подбора траектории обучения. В ведомстве предлагают внедрить расширенный систематизированный каталог образовательных программ и оснастить платформу самыми современными инструментами навигации. Пользователи платформы получат возможность осваивать практические и теоретические знания в равных пропорциях (1:1), а наличие виртуальных тренажеров и симуляторов и базы обучающих инженерных задач и проектов для решения с наставником или самостоятельно повысит качество и уровень освоения получаемых знаний. Это значительный шаг к устранению дефицита инженерных кадров и поддержке инноваций в отечественной промышленности.

Как пояснили в пресс-службе проекта «Инжиниринг и инновации в России» Центра управления проектами в промышленности, к разработке и реализации курсов ДПО планируют активно привлекать сеть инжиниринговых центров на базе университетов.

Ссылка на источник
ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Материал подготовлен пресс-офисом проекта «Инжиниринг и инновации в России» Центра управления проектами в промышленности. Проект реализуется с 2020 года в рамках совместной программы Минобрнауки России и Минпромторга России по развитию сети инжиниринговых центров на базе ведущих университетов страны. Он направлен на повышение осведомленности граждан о деятельности, научно-технологических достижениях и инновационных разработках инжиниринговых центров, а также на популяризацию инжиниринговых услуг и услуг промышленного дизайна в приоритетных отраслях экономики.

Сайт проекта | Вконтакте | YouTube